25 февраля в Центре образовательной корпорации «Мастер-класс» состоялся концерт чикагского квартета Райана Коэна (Ryan Cohan Quartet),
организованный посольством США в Украине в содружестве с агентством
Jazz In Kiev. Выступление музыкантов прошло в рамках проекта «Дорога
ритма» («The Rhythm Road»), цель которого – донести творчество лучших
американских исполнителей меломанам всего мира. На пресс-конференции Райан Коэн
напомнил собравшимся, что Америка – это родина джаза, а музыка –
всемирный универсальный язык. Накануне, во время концерта в столичном
клубе «44», музыканты с удовольствием отыграли славный джем с киевскими
саксофонистами, а 25 февраля успели преподать урок международного языка
джаза во время мастер-класса. Пришедшие на концерт теперь могут с уверенностью сказать, что они
видели эталонную, идеальную ритм-секцию. Райан Коэн на фортепиано и Лорин Коэн
на контрабасе – это то, чем обязательно восхитятся начинающие любители
джаза, и от чего испытают большое удовольствие его знатоки. Райан – не
только профессиональный и талантливый музыкант и композитор, но и
прекрасный преподаватель. Пианист преподает в Университете Иллинойса
(Чикаго) и Джазовом институте Скидмор (Нью-Йорк). Квартет исполнил несколько композиций Райана Коэна, в том
числе одну, придуманную недавно, у которой еще даже названия нет, и
посвящение деду пианиста. Больше всего квартет шалил во время
исполнения «Каравана» и в горячей латине «Latin American sunshine» Дюка Эллингтона.
Композиция «Gentle souls» запомнилась благодаря соло саксофона, а
закончили вещью “Stepping up”, заявленной в качестве original blues.
Джеф Бредфилд (саксофон) развеял все масс-маркет стереотипы,
связанные с саксофонистами. Академичный (Джеф, кстати, тоже преподает в
нескольких университетах Соединенных Штатов), сосредоточенный; ни
одного лишнего движения. Возникало ощущение, что музыкант вообще не
двигает пальцами, что клапаны не являются препятствием потока воздуха,
что дышится сквозь инструмент ему легко и что вообще саксофон – это
естественное продолжение его дыхательной системы. У ударника квартета Коуби Уоткинса,
кроме феноменальной техники, – потрясающее обаяние. Был бы Приз
зрительских симпатий – взял бы его с весомым преимуществом. За
экспрессивностью и мелькающими палочками пряталась отнюдь не громкость
звучания. Коуби Уоткинс брал филигранностью и безошибочным попаданием в
характер композиции. У такого музыканта и зрелому коллеге есть чему
поучиться. Неудивительно, что на концерте в арт-клубе «44» фронтмен «Океана Ельзи» Святослав Вакарчук восхищался игрой Уоткинса буквально с открытым ртом.
И уж тем более было чему поучиться у чикагцев киевским джазовым
студентам. Всего мастер-классов, проведенных участниками квартета,
прошло три. Особенно удачный состоялся в институте Глиера. Говорят,
после занятия за Джефом Брэдфилдом в гостиницу, а затем и на концерт
гуськом потянулось как минимум полдюжины молодых саксофонистов:
музыкант успел поделиться мастерством с юными коллегами в паузе между
саундчеком и концертом. Такие экспромты, естественно, не были никем
профинансированы: американские музыканты, вероятно, действительно
испытывали удовольствие от того, с каким рвением наши ребята впитывали
знания.
В качестве итога можно, наверное, заключить, что по сумме
пользы и удовольствия приезд квартета Райана Коэна стал лучшим из
проектов, организованных посольством США в Украине. Украинская публика,
а равно и музыканты, готовы к новым испытаниям джазом.
|